Сайт использует файлы cookie для сбора налитической информации. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Узнать больше

Ситуация в Армении

Республика Армения присоединилась к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, 1 октября 1999 года и по состоянию на январь 2021 года ратифицировала все поправки к документу, включая Кигалийскую поправку (2 мая 2019 года).

23 мая 2001 года Арменией была подписана Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, ратифицирована 26 ноября 2003 года и вступила в силу 17 мая 2004 года.

Министерством окружающей среды Армении при финансовой поддержке ГЭФ была подготовлена Национальная программа “Первоочередные мероприятия по выполнению Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) в Республике Армения”. В ходе ее реализации было установлено, что основным источником СОЗ и, в частности, ПХБ, содержащихся в маслах для использования в электротехническом оборудовании, в стране является энергетический сектор.

В 2008‐2011 годах при финансовой поддержке ГЭФ совместно с ЮНИДО реализован проект “Техническое содействие экологически безопасному обращению с ПХБ и прочими СОЗ в Республике Армения”. Проведена инвентаризация оборудования и масел, содержащих ПХБ, а также прочих СОЗ-содержащих отходов в энергетике и промышленности, выполнен анализ вероятного содержания ПХБ в маслах, организована маркировка оборудования.

В 2013-2015 годах реализован проект ЮНИДО “Первоочередные мероприятия по пересмотру и актуализации Национального плана выполнения Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ)”. В рамках проекта в Национальный план выполнения (НПВ) включены новые СОЗ, разработан План действий на 2015-2020 годы.

Оборот химических веществ и отходов в Армении регулируется законом “Об отходах” и 20-30 подзаконными актами, лишь небольшая часть которых имеет отношение к СОЗ/ПХБ-содержащим отходам.

К требующим решения проблемам относятся:

  • Нехватка ресурсов (в том числе нехватка квалифицированных специалистов) для ведения своевременного детального учета отходов.
  • Неготовность персонала предприятий к сотрудничеству.
  • Нехватка и неправильное заполнение бланков учета.
  • Отсутствие маркировки на оборудовании, некорректная маркировка контейнеров и образцов, ненадлежащие условия транспортировки отходов.
  • Нехватка знаний об экологически безопасном обращении с ПХБ-содержащими маслами и оборудованием.
  • Недостаточное количество учебных курсов и программ для технического и управляющего персонала в энергетическом секторе.
  • Неосведомленность ключевых специалистов энергетического сектора о проблеме ПХБ.
  • Недостаточность нормативного обеспечения инвентаризации и выявления оборудования и масел, потенциально содержащих ПХБ, ведения отчетности о количестве и местонахождении ПХБ-содержащих масел и оборудования, отсутствие требований к надлежащим условиям хранения.
  • Отсутствие или недостаточность технических руководств по экологически безопасному обращению с ПХБ в энергетическом секторе.
  • Нехватка лабораторных мощностей и ресурсов для идентификации ПХБ.
  • Недостаточность санкций за экологически небезопасное обращение с ПХБ.